Нормативные правовые акты
Локальные нормативные акты
О создании психолого-педагогического консилиума
Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования
Приказ №370 от 27.08.2024. "О деятельности психолого-педагогического консилиума в 2024-2025 году"
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАОУ СШ №30г. Липецка
Федеральный уровень
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Инклюзия в образовательной среде.
Основная цель инклюзивного образования — создание благоприятных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат им адаптацию и включение в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками.
Ресурсный класс — это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.
Что такое ресурсный класс?
Понятие «ресурсный класс» может быть использовано в разных значениях. Это может быть «группа учеников», которые испытывают различные сложности при освоении образовательной программы в условиях общеобразовательного класса. В этом случае школьники зачисляются в обычные классы школы.
Ресурсным классом может также называться пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательной организации ресурсы (организационные, средовые, кадровые), которые способствуют инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.
В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей. Родители объединяются в инициативные группы и формируют запрос на создание в школе специальных условий обучения.
При организации ресурсного класса учитываются следующие условия:
- готовность образовательной организации создать специальные образовательные условия для детей с аутизмом/ментальными нарушениями;
- наличие или создание команды специалистов ресурсного класса;
- решение вопросов финансирования ресурсного класса.
Как устроены ресурсные классы
Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой».
В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:
- рабочее место учителя/специалиста;
- место для проведения так называемого «круга», для приветствия друг друга/ прощания;
- столы для индивидуальных занятий;
- место для групповой работы;
- зона/комната сенсорной разгрузки для снятия напряжения после занятий.
В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.